Международное сотрудничество




О научно-методической и опытно-экспериментальной работе Алматинского колледжа строительства и менеджмента в рамках партнерского сотрудничества с Wakefield College Великобритании






Одним из важнейших направлений развития АКСиМ как современного образовательного учреждения является международное сотрудничество. По нашему глубокому убеждению, реализация различных форм взаимодействия с зарубежными партнерами способствует повышению качества предоставляемых колледжем образовательных услуг, обеспечивает укрепление имиджевых составляющих, выступая своеобразным конкурентным преимуществом АКСиМ на образовательном рынке г.Алматы.

Решение задачи подготовки современных специалистов для строительной отрасли невозможно без использования существующего мирового опыта в этой сфере.

При поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Британского Совета, Посольства Великобритании учебного года налажено партнерское сотрудничество между Алматинским колледжем строительства и менеджмента и Wakefield College Великобритании в рамках проекта «Навыки для работы» (Skills for Employability).

В рамках проекта реализуются международные образовательные проекты по реструктурированию и разработке учебных планов и программ, учебно-методических материалов, модернизации средств обучения, совершенствованию системы управления и администрирования учебных заведений технического и профессионального образования. Одна из целей проекта создать модель обучения, совместимую с принципами Болонской декларации, так как Алматинский колледж строительства и менеджмента является экспериментальной творческой площадкой Министерства образования и науки Республики Казахстан по внедрению в учебный процесс кредитной технологии обучения в учебных заведений технического и профессионального образования.

Сотрудничество в рамках проекта Алматинского колледжа строительства и менеджмента с Wakefield College позволило модернизировать процесс подготовки кадров для строительной отрасли с учетом опыта Великобритании в области профессионального образования. Так как проект предусматривает разработку стандартов, типовых учебных программ, выработку единых квалификационных требований к выпускникам, совершенствование учебно-методических комплексов строительных дисциплин. Создана студенческая Казахстанско-Британская проектно-конструкторская студия, которая предусматривает совместную разработку проектов зданий и взаимообмен студентами. В настоящее время студенты КБС выполняют задания, получаемые по электронной почте с Wakefield College. Преподаватели и студенты зарегистрированы на сайте Wakefield College и получили возможность пользоваться нормативной и справочной базой и электронной библиотекой. Для согласования решений принимаемых при работе над проектами между участниками КБС проводятся онлайн-конференции. Проекты членов КБС отмечены дипломами Фонда Первого Президента РК, Союзами Архитекторов и Дизайнеров РК, Ассоциацией строителей Казахстана, получили гран-при на конкурсе научно-технического творчества студентов в г. Алматы. Четверо студентов в 2010 году выполнили и успешно защитили, в присутствии директора Wakefield College Стива Эли, дипломные проекты на английском языке и получили приглашение на бесплатное обучение в этом колледже . В настоящее время Копелович Милада, обучаясь в Wakefield College с 1 сентября 2010 года, признана лучшим студентом колледжа и поощрена недельной поездкой в Париж.

В течении 2006-2008 учебных годов глубоко изучалась учебно-программная документация, опыт организации учебного процесса по кредитной технологии обучения Wakefield College.Это позволило адаптировать и самостоятельно разработать учебно-методические материалы: экспериментальные учебные планы, квалификационные требования к выпускникам, Силлабуссы, АРМы, рабочие тетради по учебной практики, мультимедийнные электронные учебники и пособия.

В декабре месяце 2007 года по приглашению Британского Совета Великобританию посетили директор колледжа Азисханов Ж.Н. и зам. директора Стороженко В.В., которые приняли участие в семинаре по сотрудничеству и обсудили возможности сотрудничества со строительными колледжами Великобритании. В феврале 2008 года АКСиМ посетила делегация с Wakefield College, во время посещения был заключен договор о сотрудничестве. В ноябре 2008 года 4 студента и преподаватель в течении недели находились в Wakefield College. За это время ими были согласованы и подписаны разработанные учебно-программные документы, обговорены совместные действия по работе в студенческой Казахстанско-Британской проектно-конструкторской студии. В марте 2009 года и апреле 2011 года делегации из Wakefield College посетили АКСиМ с ответным визитом. В этот период зам. директора колледжа Brian Hill провел мастер-класс для преподавателей спец. дисциплин, произведена коррекция заданий, выполняемых студентами Казахстанско-Британской проектно-конструкторской студии, проведена студенческая научно-практическая конференция на трех языках, обсуждены перспективы дальнейшего сотрудничества, прошли культурные и спортивные мероприятия с участием студентов из Великобритании, проведена презентация студентов из Великобритании и проведен круглый стол с участием преподавателей и студентов АКСиМ и делегации из Wakefield College.

Анализ государственных общеобязательных стандартов образования Республики Казахстан и Великобритании по специальности – 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» позволил разработать экспериментальный учебный план и внести соответствующие коррективы и дополнения в разрабатываемый нами Стандарт нового поколения по этой специальности.

Сопоставив перечень учебных дисциплин, изучаемых в колледжах Великобритании по специальности – 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» мы обратили внимание на то, что изучаются не только дисциплины, дающие глубокие профессиональные знания в области строительства, но и дисциплины позволяющие получить знания в области предпринимательства. Эти знания позволяют выпускникам в дальнейшем открыть свое собственное дело, развивая таким образом малый и средний

бизнес. По этому в экспериментальный учебный план нами введены следующие учебные дисциплины: «Предпринимательство в строительстве», «Сметная документация, нормирование и ценообразование строительных работ», «Оценка недвижимости и земли», «Управление проектами», «Планирование, организация и управление ресурсами в строительстве», «Управление персоналом».

При разработке экспериментального учебного плана скорректированы названия учебных дисциплин, в частности были переименованы следующие учебные дисциплины «Черчение» на «Инженерная графика», «Прикладная информатика» на «Информационные технологии в профессиональной деятельности». «Основы рыночной экономики» на «Экономика отрасли», «Основы права» на «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

В разработанный экспериментальный учебный план, учитывая опыт сотрудничества Wakefield College социальными партнерами внесены учебные дисциплины предложенные как строительными компаниями Великобритании так и Казахстана. Это следующие учебные дисциплины «Проектно-сметное дело», «Строительные нормы контроль за качеством работ в строительстве», «Инновационные технологии в строительстве». Все указанные выше дисциплины включены в цикл элективных дисциплин, что дает возможность студентам дополнительно изучить вопросы, знания которых требуют социальные партнеры. Более того, изучая эти дисциплины, студенты всегда будут в курсе инновации в строительной среде и смогут на практике применить новейшие достижения науке и технике.

Каталог элективных дисциплин составлен таким образом, что бы студент выбрал определенный перечень учебных дисциплин соответствующих избранному им направлению подготовки. Студентам предлагается три направления подготовки: производственно-технологическая, конструкторская, предпринимательская с возможностью создания собственного бизнеса.

Разработанный экспериментальный учебный план, адаптированный к кредитной технологии обучения с учетом опыта Wakefield College, не нарушает содержательную сторону общеобязательного государственного стандарта. Изменения, которые были продиктованы особенностями внедряемой кредитной технологии и опытом организации учебного процесса в Wakefield College, осуществлялись в пределах требовании государственно-общеобязательного стандарта.

Были внесены изменения в практическое обучение. В стандарте старого поколения предусмотрено, что студенты проходят практику по следующим рабочим профессиям: столярно-плотничной работы, каменные, штукатурные, облицовочные, малярные работы. Мы считаем необходимым вести следующие виды практического обучения:

• практика для получения первичных профессиональных навыков по какой либо профессии;

• практика по профилю специальности;

• производственная практика;

• преддипломная практика;

• стажировка;

• итоговая междисциплинарная аттестация.

Все перечисленные изменения внесены в Стандарт по специальности – 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденный министерством образования и науки РК в 2008году.

Разработанный нами Стандарт по специальности – 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» нового поколения содержит компетенции, предъявляемые в зависимости от уровня подготовки специалиста, предлагаемые Стандартом Великобритании.

Проектом предусмотрено совершенствование профессионализма преподавателей через обучающие семинары и мастер-классы. Проведенные совместные методические семинары и мастер-классы направлены на распространение опыта использования интерактивных форм и методов обучения, в том числе при проведении работы в группах, организации самостоятельной работы студентов, создании методических материалов по самостоятельной работе студентов.

Результатом реализации проекта явилось внедрение основных принципов Болонской Декларации в рамках разработанных экспериментальных учебных планах по кредитной технологии обучения : введена и успешно применятся на практике система кредитных единиц, модульная система обучения, балльная система оценки знаний, принцип дублирующей проверки, привлечение внешнего экзаменатора, электронное тестирование, студенческая мобильность.

В настоящее время нами прорабатываются различные варианты учебных планов, предложенные нашими партнерами из Великобритании по которым мы можем вести подготовку специалистов у нас в колледже на английском языке в течении одного или двух лет, исходя из уровня знаний английского языка, а затем они обучаются один год в Великобритании. Это дает возможность одновременного получения диплома АКСиМ и диплома Wakefield College.

Дальнейшее сотрудничество будет развиваться по следующим направлениям:

1.Разработка профессиональных стандартов, основанных на компетентностном подходе;

2.Определение уровней профессиональных квалификаций (виды и уровни ответственности) ;

3.Разработка учебных программ по всем учебным дисциплинам в соответствии учебных планов по специальностям;

4.Разработка дидактических материалов и электронных учебников совместно с Wakefield College4

5.Организация обучения в АКСиМе по программам Wakefield College на английском языке с возможностью одновременного получения диплома АКСиМ и диплома Wakefield College.

6.Обмен преподавателями и студентами;

7. Проведение мастер-классов и семинаров по онлайн;

8. Продолжение работы в рамках студенческой конструкторской студии «КБК»